25.12.2023

Контрабанда наркотических средств

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что общественная опасность предусмотренного ст. 229.1 УК РФ преступления заключается в том, что в результате совершения преступления в нарушение таможенного контроля ввозятся или вывозятся из одного государства в другое запрещенные к реализации предметы.

Предмет преступления - наркотические средства или психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, а также растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты или оборудование, находящееся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, т.е. предметы, изъятые из свободного обращения, или ограниченные в свободном обращении. Прекурсоры обязательно должны быть включены в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. Правительством РФ.

Объективная сторона преступления выражается в незаконном перемещении предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Перемещение - действия по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории предметов любым способом, т.е. фактическое пересечение таможенной границы и все последующие действия с этими предметами.

Контрабанда указанных средств, веществ, растений может быть осуществлена помимо или с сокрытием от таможенного контроля, путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, недекларирования или недостоверного декларирования.

Уголовная ответственность за незаконное перемещение этих средств, веществ, прекурсоров, аналогов, растений и их частей по ч. 1 ст. 229.1 УК РФ наступает независимо от их размера.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Если при незаконном перемещении через таможенную границу РФ наркотических средств лицо совершает иные действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, то его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 229.1 и дополнительно ст. ст. 228 или 228.1 УК РФ.

 

Предмет преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ

 

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что предметом преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, являются:
а) сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества; б) радиационные источники; в) ядерные материалы;
г) огнестрельное оружие, его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка); д) взрывные устройства; е) боеприпасы; д) оружие массового поражения, средства его доставки; ж) иное вооружение; з) иная военная техника; и) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; к) стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере; л) особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их части (напр., шкуры, лапы, рога, части туловища) и производные (напр., икра рыб, раковины моллюсков, молоко и шерсть животных).

Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в коммент. статье (за исключением стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей), не является обязательным признаком этого состава преступления.

В тех случаях, когда необходимо определить размер стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды, судам следует исходить из регулируемых государством цен на товары, если таковые установлены, или из таможенной стоимости товаров, а в случае отсутствия указанных цен или при невозможности определить таможенную стоимость - из рыночной стоимости соответствующих товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта.

С учетом правовой позиции КС РФ, изложенной в Пост. от 13.07.2010 № 15-П, расчет размера стоимости незаконно перемещенных товаров для личного пользования, перечисленных в коммент. статье, производится на основании таможенной стоимости данного товара, а не его рыночной стоимости на территории РФ, при этом не учитывается та часть стоимости, которая правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

 

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ

 

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ заключается в незаконном перемещении через таможенную границу и (или) государственную границу указанных предметов контрабанды.

Незаконное перемещение через таможенную границу названных в статье предметов заключается в их перемещении через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием предметов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации.

При установлении факта незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную границу судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, п. 3 ст. 29 Договора допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров по основаниям, указанным в п. 1 данной статьи Договора. При этом порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза определяется в соответствии с Договором, а также международными договорами в рамках этого Союза.

Кроме того, на территории РФ, исходя из положений п. 2 ст. 129 ГК РФ, законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности.

В тех случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды, осуществлено не только через таможенную границу, но и через государственную границу, содеянное следует рассматривать как одно преступление при наличии единого умысла лица при совершении указанных действий.

12. Если лицо наряду с незаконным перемещением через таможенную границу, через государственную границу предметов, перечисленных в коммент. статье, совершает умышленное противоправное деяние, связанное с незаконным оборотом указанных предметов, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений: по ст. 226.1 УК РФ и соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение указанных деяний (в частности, по ст. ст. 218, 220, 222, 222.1, 355 УК РФ).

 

Виды контрабанды сильнодействующих веществ и ответственность за нее

 

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела).

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.

Еще одним способом контрабанды является предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 226.1 УК РФ предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных специальных марок, идентификационных знаков, иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию (ст. 118 Таможенного кодекса) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

 

Окончание контрабанды сильнодействующих материалов

 

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом видов таможенных процедур (ст. 202 Таможенного кодекса).

При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Таможенного союза контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры таможенного транзита, выпуска товара или иных предметов.

В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры - с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля.

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Таможенного союза или Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Таможенного союза или Государственной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории.

Контрабанду, совершенную при вывозе предметов с таможенной территории Таможенного союза, следует считать оконченным преступлением с момента предъявления документов, содержащих недостоверные сведения, для осуществления таможенного контроля или с момента совершения иных действий, непосредственно направленных на вывоз предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ст. 4 Таможенного кодекса, которыми достигалось выведение вывозимых предметов из-под таможенного контроля.

 

Квалифицирующие признаки контрабанды сильнодействующих, веществ

 

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что к должностным лицам, подлежащим уголовной ответственности по ст. 226.1 УК РФ, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании п. 4 ч. 2 ст. 105 Таможенного кодекса Таможенного союза от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды (остальные лица, указанные в ч. 2 ст. 105 Таможенного кодекса, обладают государственным иммунитетом).

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

По п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению предметов через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации. В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный или пограничный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья.

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал предметы контрабанды через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели предмет за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного или пограничного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

В соответствии с ч. 1 ст. 104.1 УК РФ предметы, незаконно перемещенные через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза, подлежат конфискации.

 

Предмет и объект преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ

 

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что непосредственный объект преступления - отношения, обеспечивающие общественную безопасность в сфере оборота сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия и его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что диспозиция ч. 1 ст. 226.1 УК РФ построена таким образом, что в качестве дополнительного непосредственного объекта данного преступления выступают отношения, характеризующие установленный порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу предметов, обеспечивающих экономическую стабильность Российской Федерации и (или) государств - членов Таможенного союза, а равно установленный порядок перемещения культурных ценностей художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Это обусловлено тем, что в качестве предмета контрабанды в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ названы стратегически важные товары и культурные ценности, незаконное перемещение которых само по себе не причиняет вред состоянию защищенности жизненно важных интересов общества.

Предметом контрабанды, ответственность за которую предусмотрена комментируемой статьей, являются: 1) сильнодействующие, 2) ядовитые, 3) отравляющие, 4) взрывчатые, 5) радиоактивные вещества, 6) радиационные источники, 7) ядерные материалы, 8) огнестрельное оружие, 9) его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), 10) взрывные устройства, 11) боеприпасы, 12) оружие массового поражения, 13) средства его доставки, 14) иное вооружение, 15) иная военная техника, 16) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также 17) стратегически важные товары в крупном размере и 18) культурные ценности в крупном размере.

 

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ

 

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что преступление по ст. 226.1 УК РФ выражается в действии, которое состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза предметов контрабанды.

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет незаконное перемещение товаров через таможенную границу как перемещение товаров через таможенную границу: 1) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; 2) с сокрытием от таможенного контроля; 3) с недостоверным декларированием или недекларированием товаров; 4) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах; 5) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации; 6) покушение на такое перемещение (подп. 19 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Важным признаком объективной стороны является место совершения преступления - таможенная граница Таможенного союза либо государственная граница Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза.

Под таможенной границей Таможенного союза следует понимать пределы таможенной территории Таможенного союза. При этом в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Перемещение соответствующих предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах предполагает совершение лицом любых умышленных действий по их ввозу (вывозу) на территорию Таможенного союза либо территорию Российской Федерации вне пунктов пропуска либо вне времени их работы через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации.

Перемещение контрабанды путем сокрытия от таможенного контроля означает, что лицо, не уклоняясь от досмотра, перемещает соответствующие предметы, камуфлируя, используя различные тайники или иным образом утаивая и скрывая их.

Контрабанда, совершаемая путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, предполагает перемещение соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации, сопряженное с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей: а) поддельных документов; б) недействительных документов; в) документов, полученных незаконным путем; г) документов, содержащих недостоверные сведения; д) поддельных средств идентификации; е) подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

 Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

 Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что предметом контрабанды, ответственность за которую предусмотрена ст. 229.1 УК РФ, являются: 1) наркотические средства, 2) психотропные вещества, 3) прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, 4) аналоги наркотических средств или психотропных веществ, 5) растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, 6) части растений, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, 7) инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (о понятии и содержании данных предметов см. комментарий к ст. ст. 228, 228.1, 228.2, 229 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в действии, которое состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Момент окончания преступления связан с перемещением соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется виной в форме прямого умысла.

5. Субъект преступления - общий: вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

 

Квалифицированные признаки преступления по ст. 229.1 УК РФ – контрабанды наркотических средств

 

Квалифицированными составами преступления являются: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; должностным лицом с использованием своего служебного положения (в данном случае речь идет о специальном субъекте, признаки которого определены в ст. 285 УК РФ); в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере, который определяется Правительством РФ.

Часть 3 ст. 229.1 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак - совершение данных действий в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в крупном размере (см. комментарий к ст. ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3 УК РФ).

Часть 4 ст. 229.1 УК РФ предусматривает три особо квалифицирующих признака: совершение контрабанды организованной группой; в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в особо крупном размере; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

 

Предмет преступления по ст. 226.1 УК РФ - контрабанды сильнодействующих веществ

 

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что объективная сторона характеризуется незаконным перемещением предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс либо Государственную границу РФ с государствами - членами данного Таможенного союза. Для стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей ответственность за незаконное перемещение будет наступать только в случае совершения его в крупном размере (свыше 1 млн. руб.).

Под перемещением товаров через таможенную границу понимают ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. Ввоз товаров - это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до их выпуска таможенными органами; а вывоз - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до фактического пересечения таможенной границы.

Незаконность определяется способом перемещения предмета преступления через таможенную границу: а) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; б) сокрытием от таможенного контроля; в) недостоверным декларированием; г) недекларированием товаров; д) использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Обстоятельством места совершения преступления выступает таможенная граница Таможенного союза либо Государственная граница РФ с государствами - членами Таможенного союза.

Таможенная граница Таможенного союза - это пределы таможенной территории Таможенного союза (ее составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией).

Преступление признается оконченным с момента незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. На определение момента окончания преступления влияют форма и способ перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка), а также способ совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.).

 

Уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств

 

Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что в ст. 229.1 УК предусматривается ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений (их частей), содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Перечень предметов данного расширен за счет указания на прекурсоры, инструменты, оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Для основного состава преступления размер предметов должен быть меньше значительного.

Объективная сторона представляет собой незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ указанных предметов, т.е. их незаконный ввоз или вывоз. Местом совершения преступления является либо таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, либо Государственная граница РФ.

Необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. В ч. 2 ст. 2 ТК ТС таможенная граница Таможенного союза определяется как пределы таможенной территории Таможенного союза.

Способы незаконного перемещения не раскрыты в ст. 229.1 УК, поэтому таковыми могут быть любые способы. Так, распространенными является перемещение предметов через таможенную границу, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля. Сокрытие может выражаться в оборудовании тайников и специальных хранилищ, в которые помещаются предметы контрабанды.

Вопрос о моменте окончания контрабанды определяется в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка и т.п.). Контрабанду, совершенную при незаконном ввозе на территорию РФ перечисленных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения этими предметами таможенной границы РФ. Контрабанда, совершенная при вывозе указанных предметов, считается оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз этих предметов.

 


Версия для слабовидящих
Центральная библиотечная система "Солнцево"
Диплом - Лучший муниципальный сайт
Медаль - Лучший муниципальный сайт

Совет муниципальных образований города Москвы

Президент России

Правительство Российской Федерации

Государственные услуги