29.06.2022

Солнцевская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет, что норма закона о том, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетнего ребенка, носит императивный характер и не может меняться...

Солнцевская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет, что норма закона о том, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетнего ребенка, носит императивный характер и не может меняться даже в тех случаях, когда юридическое усыновление не было своевременно оформлено, а ребенок, ставший совершеннолетним, рассматривает своих фактических воспитателей в качестве родителей.

Закон не рассматривает понятия "интересы ребенка", о котором идет речь в п. 2 комментируемой статьи. Как известно, на практике это понятие сводится лишь к материальной стороне дела. Однако, поскольку как для самого усыновления, так и для его отмены предусмотрен судебный порядок, то очевидно предполагается, что в каждом конкретном случае суд будет исходить из обстоятельств дела.

К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Согласно п. 6 Правил граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

Закон допускает усыновление братьев и сестер разными лицами, только если такое усыновление отвечает интересам детей. Примером такого усыновления могут служить случаи, когда один ребенок при разводе остался с отцом, а другой - с матерью. При повторном браке бывших супругов каждый ребенок может быть усыновлен разными людьми, если суд решит, что такое усыновление в их интересах. По этому поводу Верховный Суд РФ разъяснил: "Если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление... допустимо лишь в случае, когда это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)" (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей").

В качестве усыновителей с определенными ограничениями могут выступать и иностранные граждане. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН "О правах ребенка" усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком. Усыновление в другой стране возможно при соблюдении следующих условий: если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

В п. 4 ст. 124 СК РФ содержится императивное правило о том, что российские граждане, проживающие на территории Российской Федерации, имеют приоритет перед иностранными гражданами, лицами без гражданства и российскими гражданами, проживающими за рубежом, при усыновлении российских детей. Этот приоритет заключается в том, что усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Для того чтобы соблюсти этот приоритет, для иностранных граждан или лиц без гражданства установлен срок ожидания, равный двенадцати месяцам со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.


Версия для слабовидящих
Центральная библиотечная система "Солнцево"
Диплом - Лучший муниципальный сайт
Медаль - Лучший муниципальный сайт

Совет муниципальных образований города Москвы

Президент России

Правительство Российской Федерации

Государственные услуги